среда, 2 января 2019 г.

Как родителям помочь ребенку с уроками


Многие из родителей проводят вечера с ребенком, вместе выполняя домашние задания. Но часто, из-за усталости и массы других домашних дел, вместо того, чтобы помочь ребенку понять что-то из учебного материала, просто решаем задачи сами. Есть и другая сторона медали - когда родители принципиально не помогают ребенку с домашними заданиями. А правда, как всегда, где-то посередине. Поэтому нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями и как правильно это делать?

Когда ребенок учится только с родителями
Кое-кто из заботливых родителей считает своей обязанностью контролировать выполнение домашних заданий и закреплять дома классный материал. Если при этом вы полностью контролируете процесс, ребенок, скорее всего, будет учиться лучше ровесников - это плюс. Какие еще преимущества такого подхода?

• У ребенка всегда аккуратные тетради и хорошая репутация в школе.
• Дома царит мир и согласие, в дневнике - только хорошие оценки.

Недостатки:
• Школьник не чувствует своей ответственности и обязанностей и считает, что учеба нужна не ему, а родителям. Не слушал учителя на уроке - папа дома все расскажет, не записал домашнее задание - мама позвонит учителю и узнает. В такой ситуации ребенок не получает полезной нагрузки, ведь вся ответственность - на вас. В результате он может потерять мотивацию к учебе и даже бояться выполнять домашние задания без вас из-за страха ошибиться.

• В средних и старших классах объем учебной информации увеличивается с каждым годом. В итоге ваши семейные вечера могут свестись лишь к выполнению домашних заданий, ведь на все другое просто не хватает времени.

Когда ребенок учится только сам
Другая позиция - когда родители сознательно не занимаются учебой ребенка, считая, что школа - это ее зона ответственности. Кто-то просто не имеет времени на вечерние занятия, другие же хотят таким образом научить школьника самостоятельности. Но всегда ли такой подход полезен для самого ребенка? Вот его преимущества:

• Ребенок учится быть самостоятельным, имеет хорошую самооценку и самоорганизацию. Он сам знает, когда и что ему лучше делать, то есть учится планировать свое время и распределять силы.

• Если у школьника все получается, в семье царит дружеская атмосфера, где каждый имеет свое время и ответственность, появляется больше времени для общего досуга.

Недостаток один, но серьезный. Если у ребенка не все хорошо получается и при этом он не получает никакой поддержки, он может серьезно страдать от неуспеваемости: появляется тревожность, снижается самооценка. В итоге школьник может привыкнуть к роли неудачника, и она останется с ним надолго.

А что в результате
Понятно, что в вопросе самостоятельного выполнения уроков нужно, прежде всего, считаться с индивидуальными особенностями ребенка и стараться найти золотую середину. Один ребенок нуждается в помощи и поддержке, другой же - способен все сделать сам. Кто-то учит уроки долго и скрупулезно, а кто-то - быстро на перерыве или сразу после школы. Возможно, ваш ребенок легко справляется с изучением истории, но ему сложно даются математические задачи?

Помогите ему в этом, но не берите всю ответственность на себя: будьте помощником, а не управляйте процессом. И даже если ребенок сам со всем хорошо справляется, держите руку на пульсе и не пускайте все на самотек: следите за оценками и интересуйтесь у педагогов об успехах.

Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?
• Не забудьте позаботиться о правильном рабочем месте для школьника, научите его поддерживать порядок на столе и в ящиках.

• Приучать к самостоятельности лучше всего с начальной школы, хотя начинать никогда не поздно. Помогите ребенку понять свою обязанность выполнять домашние задания и правильно распределить для этого время.

• Правильно выбирайте время: сразу после школы ребенок может устать, поэтому дайте ему время отдохнуть. Психологи советуют планировать выполнение домашних заданий на 15:00–18:00.

• Начинайте с самых простых заданий, а дальше переходите к более сложным.

• Пока ребенок учится, не сидите над ним, - просто будьте неподалеку, пусть он позовет вас, если ему понадобится помощь.

• Не подсказывайте готовых решений - задавайте наводящие вопросы, подскажите, где можно найти необходимую информацию. А если ребенок совсем ничего не усвоил на уроке, пусть обратится с этим вопросом к учителю - он тоже должен быть в курсе, как дети поняли тему.

• Не ругайте ребенка за ошибки или неряшливое оформление тетради, не заставляйте писать на черновике, а затем начисто переписывать. Будет лучше, если вы научите его аккуратно исправлять ошибки.

• Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание, порядок на столе, вовремя сложенный портфель.

• Впоследствии свой контроль можно постепенно ослабить и полностью передать ребенку контроль над выполнением домашних заданий. При этом он должна знать, что может обратиться к вам, если что-то будет непонятно.

И самое главное - цените любовь, терпение и уважение к ребенку выше уроков или оценок. Подтянуть знание вам поможет учитель или репетитор, а вот испорченные отношения налаживать потом только вам.



                                                                                      Виктория Годунова

©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий