Многие из родителей проводят вечера с
ребенком, вместе выполняя домашние задания. Но часто, из-за усталости и массы других домашних дел,
вместо того, чтобы помочь ребенку понять что-то из учебного материала, просто
решаем задачи сами. Есть и другая сторона медали - когда родители принципиально
не помогают ребенку с домашними заданиями. А правда, как всегда, где-то
посередине. Поэтому нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями и как
правильно это делать?
Когда ребенок учится только с родителями
Кое-кто из заботливых родителей считает
своей обязанностью контролировать выполнение домашних заданий и закреплять дома
классный материал. Если при этом вы полностью контролируете процесс, ребенок,
скорее всего, будет учиться лучше ровесников - это плюс. Какие еще преимущества
такого подхода?
• У ребенка всегда аккуратные тетради и
хорошая репутация в школе.
• Дома царит мир и согласие, в дневнике -
только хорошие оценки.
Недостатки:
• Школьник не чувствует своей
ответственности и обязанностей и считает, что учеба нужна не ему, а родителям.
Не слушал учителя на уроке - папа дома все расскажет, не записал домашнее
задание - мама позвонит учителю и узнает. В такой ситуации ребенок не получает
полезной нагрузки, ведь вся ответственность - на вас. В результате он может
потерять мотивацию к учебе и даже бояться выполнять домашние задания без вас
из-за страха ошибиться.
• В средних и старших классах объем
учебной информации увеличивается с каждым годом. В итоге ваши семейные вечера
могут свестись лишь к выполнению домашних заданий, ведь на все другое просто не
хватает времени.
Когда ребенок учится только сам
Другая позиция - когда родители
сознательно не занимаются учебой ребенка, считая, что школа - это ее зона
ответственности. Кто-то просто не имеет времени на вечерние занятия, другие же
хотят таким образом научить школьника самостоятельности. Но всегда ли такой
подход полезен для самого ребенка? Вот его преимущества:
• Ребенок учится быть самостоятельным,
имеет хорошую самооценку и самоорганизацию. Он сам знает, когда и что ему лучше
делать, то есть учится планировать свое время и распределять силы.
• Если у школьника все получается, в
семье царит дружеская атмосфера, где каждый имеет свое время и ответственность,
появляется больше времени для общего досуга.
Недостаток один, но серьезный. Если у
ребенка не все хорошо получается и при этом он не получает никакой поддержки,
он может серьезно страдать от неуспеваемости: появляется тревожность, снижается
самооценка. В итоге школьник может привыкнуть к роли неудачника, и она
останется с ним надолго.
А что в результате
Понятно, что в вопросе самостоятельного
выполнения уроков нужно, прежде всего, считаться с индивидуальными
особенностями ребенка и стараться найти золотую середину. Один ребенок
нуждается в помощи и поддержке, другой же - способен все сделать сам. Кто-то
учит уроки долго и скрупулезно, а кто-то - быстро на перерыве или сразу после
школы. Возможно, ваш ребенок легко справляется с изучением истории, но ему
сложно даются математические задачи?
Помогите ему в этом, но не берите всю ответственность
на себя: будьте помощником, а не управляйте процессом. И даже если ребенок сам
со всем хорошо справляется, держите руку на пульсе и не пускайте все на
самотек: следите за оценками и интересуйтесь у педагогов об успехах.
Как научить ребенка самостоятельно делать
уроки?
• Не забудьте позаботиться о правильном
рабочем месте для школьника, научите его поддерживать порядок на столе и в
ящиках.
• Приучать к самостоятельности лучше
всего с начальной школы, хотя начинать никогда не поздно. Помогите ребенку
понять свою обязанность выполнять домашние задания и правильно распределить для
этого время.
• Правильно выбирайте время: сразу после
школы ребенок может устать, поэтому дайте ему время отдохнуть. Психологи
советуют планировать выполнение домашних заданий на 15:00–18:00.
• Начинайте с самых простых заданий, а
дальше переходите к более сложным.
• Пока ребенок учится, не сидите над ним,
- просто будьте неподалеку, пусть он позовет вас, если ему понадобится помощь.
• Не подсказывайте готовых решений -
задавайте наводящие вопросы, подскажите, где можно найти необходимую
информацию. А если ребенок совсем ничего не усвоил на уроке, пусть обратится с
этим вопросом к учителю - он тоже должен быть в курсе, как дети поняли тему.
• Не ругайте ребенка за ошибки или
неряшливое оформление тетради, не заставляйте писать на черновике, а затем
начисто переписывать. Будет лучше, если вы научите его аккуратно исправлять
ошибки.
• Хвалите ребенка за хорошо выполненное
задание, порядок на столе, вовремя сложенный портфель.
• Впоследствии свой контроль можно
постепенно ослабить и полностью передать ребенку контроль над выполнением
домашних заданий. При этом он должна знать, что может обратиться к вам, если
что-то будет непонятно.
И самое главное - цените любовь, терпение
и уважение к ребенку выше уроков или оценок. Подтянуть знание вам поможет
учитель или репетитор, а вот испорченные отношения налаживать потом только вам.
Виктория Годунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий