Фандрайзинг
предусматривает выполнение многих заданий. Но ключевые – это поиск и
привлечение предприятий или людей, которые согласятся дать свои средства на
проект.
Рассмотрим
типичные ошибки людей, стремящихся вовлечь средства в свои проекты.
Не
верить в себя. Если вы идете на переговоры с мыслями: все равно никто ничего не
даст, я же только начинаю, кто же мне поверит? Вы сами себя программируете на поражение.
Отдельно
стоит выделить неверие в свой проект. Если вы сами не верите в свое дело, что
оно действительно принесет пользу людям и заинтересует инвестора, кто же тогда
поверит в вас?
Ошибка
вторая – выглядеть как проситель. Обратите внимание на то, как вы заходите в
кабинет.
Запомните:
вы достойный партнер переговоров. Выражение лица: «Простите, что к вам
обращаюсь, нужда заставила...» убивает любое желание иметь с вами дело!
При
этом не впадайте в другую крайность: если человек заходит вызывающе, нагло, то
это также разрушает общение еще на этапе контакта.
Растеряться
в кабинете инвестора – это третья распространенная ошибка. Вот вы уже в
кабинете, но неприятность – ваш потенциальный спонсор всем своим видом
демонстрирует к вам безразличие, не поднимает глаз на вас, не предлагает
присесть.
Во
многих сразу появляется инстинктивное желание убежать, или забиться в угол
кабинета. Чтобы грамотно выйти из ситуации, берите инициативу в свои руки:
взяли себе стул, сели, поставили возле себя свой кейс – очертили свою
территорию!
Достаньте
документы. Иван Иванович (назовем его так) дальше сидит в своем ноутбуке и на
вас не обращает внимания? Берем документы, подходим со своим стулом,
документами и садимся рядом со столом инвестора.
Он
несколько удивлен таким поведением, может даже негодующе спросить: чего
хозяйничаем? Здесь важно заговорить о нем! Например: «Иван Иванович, чтобы вам
было максимально удобно понять суть нашего проекта, я специально подошел и сел
рядом».
Помните:
удачный контакт в переговорном процессе может происходить только на расстоянии
от вытянутой руки до полутора метра.
Мерить
возможности другого человека по своему карману – это распространенная ошибка
многих «ходоков» за деньгами. Если для вас это сумасшедшие деньги, то это не
значит, что это много для другого человека.
Озвучивание
суммы в любых переговорах – это такая же обычная характеристика вашего проекта,
как его продолжительность, количество привлеченных людей, место дислокации.
Озвучивайте нужную сумму уверенным деловым голосом.
Но
нехорошо и слишком быстро озвучивать сумму – это шестая самая распространенная
ошибка.
В
фандрайзинге, в первую очередь, важно рассказать о проекте. Что вы делаете,
какие задействовали ресурсы, что это даст миру, стране, инвестору (или только
моральное удовлетворение, или возвращение инвестиций в будущем). Между прочим,
многие люди любят делать хорошие дела, только нужно правильно рассказать о
проекте, чтобы вас поняли. И только после детального рассказа вам стоит
озвучивать сумму.
Ошибка
номер семь – критиковать свою команду. Фандрайзинг, как правило, командная
игра.
Если
мы идем к инвестору, то ни в коем случае не рассказываем, что в коллективе
что-то не так. Ну, кто же захочет быть частью дела, где только один ты хороший,
а остальные - плохие? Но и выглядеть слишком идеальным – тоже ошибочно. Иногда
стоит вспомнить и о негативном опыте.
Посмотрите
глазами маркетолога на сказку о Золушке: Все было хорошо. Потом мать умерла,
отец женился на мачехе, ее эксплуатируют – трудности и депрессия. Но она не
сдается: с мышами, тыквой и феей, создает команду, берет себя в руки и срывает
джек-пот – выходит замуж за принца!
Другими
словами, расскажите инвестору, как создавался проект: опишите определенные
трудности, которые вы преодолевали, очертите то, что сделало команду крепче,
продемонстрируйте, что вы являетесь людьми действия и можете справиться.
Еще
одна распространенная ошибка тех, кто стремится привлечь инвестиции для своего
проекта, – игнорировать агентов влияния.
Что
это означает? Считается, что решение ваш потенциальный инвестор принимает
единолично, но, в действительности, на него могут влиять все – от уборщицы и до
секретарши и заместителей. Здоровайтесь, улыбайтесь, будьте любезными со всеми
людьми, которые встретятся вам в офисе, от них может много зависеть.
Но
самой пагубной является десятая ошибка – 90% всех соглашений разрушает неумение
завершить разговор.
Вы
красиво все рассказали, а человек вам говорит: «Спасибо, я подумаю»! Что все
делают в этот момент? Радуются, говорят, что будут ждать звонка. Однако чтобы
переговоры были результативными, нужно действовать активно. Спросите сколько
времени человеку нужно подумать, чтобы принять решение.
Вариант
А – человек назовет конкретную дату.
Вариант
В – инвестор говорит, что не знает. В таком случае вспоминаем, что являемся
достойным партнером переговоров и инициатива всегда должна принадлежать тому,
кому нужен результат (то есть вам). Вы, не колеблясь, спрашиваете:
–
Скажите, через три дня вы будете знать?
– Ну,
не знаю...
– А
через неделю?
– Да,
как раз мой помощник выйдет из отпуска, и решим.
Но не
спешите уходить из судьбоносного кабинета. Для закрепления результата нужно
«подбить» итоги ваших переговоров, выделить те пункты, которые понравились
инвестору, и напомнить, что через неделю вы перезвоните, чтобы узнать решение
относительно вашего проекта. Только после этого выходите из кабинета.
Когда
вы идете на переговоры, то должны ставить перед собой две цели: цель «максимум»,
чтобы человек сразу обратил внимание на ваше предложение, и цель, «минимум» –
«продать» следующий шаг (договоренность о следующей встрече или звонке на
конкретную дату).
Когда
проходит неделя – перезваниваете и уверенно напоминаете о договоренности.
Так выглядит профессиональный полный цикл
переговоров. Эти методы действенны не только для бизнес-переговоров, если
воспользоваться этими советами и в повседневной жизни, то можно колоссально
сэкономить и время, и нервы, а главное – дать себе четкую установку для
действия.
Александр Панов
©При копировании ссылка на сайт
обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий