суббота, 1 декабря 2018 г.

Почему дети врут и что с этим делать?


Родителей, педагогов, часто мучает вопрос – почему ребенок врет? Что его к этому побуждает? Часто детская ложь застает взрослых врасплох.

Дети врут по тем же причинам, что и взрослые: чтобы их приняли в компании, чтобы получить внимание, определенный статус, причинить кому-то боль, или из страха последствий разоблачения неправды. И ложь может стать плохой привычкой, потому что дети еще не понимают значения правды так, как ее понимают взрослые. Давайте вместе разбираться, почему же дети врут.

1. Фантазия – не ложь
Одна разновидность лжи – это выдавание желаемого за действительное. Ребенок может рассказывать о поездке в какое-то интересное место, где он никогда не бывал, но хотел попасть. Другой ребенок может поверить, взрослый, который знает правду, задумается над тем, что стало толчком для такого поведения. А дети создают собственную реальность, зная, что у них точно есть своя аудитория.

Как утверждают психологи, этот этап пройдет в 7-9 лет, поскольку в этот период образное мышление снижается, а сверстники становятся менее доверчивыми. Используйте этот период для учебы. Если вы услышали откровенную ложь от ребенка, будьте осторожны в словах. Не опускайтесь до обид или обвинений, покажите, что вы знаете о лжи, но не сердитесь. Ребенок так же учится, что не нужно врать. Если ложь является результатом скрытых желаний, поговорите о том, как эти желания претворить в жизнь.

Что касается дошкольников, они часто не могут или не хотят отличать правду ото лжи. Для них Белоснежка, трансформеры – реальные персонажи, которые где-то существуют. До семи лет не стоит ждать от ребенка умения отличать правду от фантазии. И не уничтожьте в ребенке тягу к фантазированию, возможно, вы оставляете мир без выдающегося писателя.

2. Вымышленные персонажи как элемент реальности

«Кто разлил сок? Это сделал тигренок Макс, он заходил в гости» – что-то подобное можно услышать от дошкольника, ведь вымышленные персонажи для них так же реальны, как и живые люди. Им нравится жить в собственном мире. Цените воображение ребенка и наслаждайтесь этим этапом, развивайте детскую фантазию (и свою собственную). Взрослые часто считают, что важно, чтобы все опиралось на реальность, но это не всегда имеет смысл. Мир детей – это не только то, что есть в действительности. Они выдумывают, потому что это иногда помогает справиться с реальным миром, с этими взрослыми реалиями, которые так сложно контролировать.

Если вы заметили, что ребенок обвиняет мнимого друга, спросите о деталях. Так вы быстрее узнаете правду. Вместе с тем спросите себя, почему малыш хочет, чтобы вы думали, что он этого не делал. Возможно, вы слишком бурно реагируете на разные ситуации?

3. Желание порадовать
Дети часто врут, потому что хотят порадовать родителей. Если у них появится ощущение, что сказанное вызывает позитивные эмоции у окружающих, то неправда уже не будет считаться чем-то плохим. Они часто делают выбор в интересах формирования хорошего впечатления в настоящий момент, забывая, что потом, когда ложь раскроется, вероятнее будет наказание. Ребенок делает это без злого умысла, потому что хочет, чтобы мама просто улыбнулась и сказала «спасибо». Со временем придет понимание, что такая тактика не срабатывает, поэтому нужно сразу говорить правду, а еще лучше – выполнять просьбу.

4. Страх от ожидания последствий
Дети боятся быть наказанными, поэтому врут. Страх стирает ощущение вины за сказанную неправду. Особенно это актуально для семей, где практикуют телесное или моральное наказание за провинность. Дети, которые боятся наказания, скажут все, чтобы избежать его.
Подозревая что-то нехорошее, просто скажите: «Обещаю, что не буду ругать за плохой поступок». И придерживайтесь своего слова, ведь ребенок вам доверился. Слушайте спокойно, спросите, почему так случилось, и помогите исправить ситуацию. Объясните, что вы можете вспылить в ответ на ложь, а не на ошибку. Лучший способ избавить ребенка привычки обманывать – поддерживать, когда он говорит правду.

5. Осознанная ложь
В определенный момент периодическая ложь может превратиться в привычку. Ребенок хочет обмануть, его отношения с окружающими строятся на лжи. Основная причина такого поведения – недовольство реальной жизнью и постоянные опасения реакции родителей (обычно малышей не хвалят в любом случае). Дети врут потому, что их научили, что они плохие. Чаще всего ребенок врет не только окружающим, но и себе, и начинает жить в своем вымышленном мире. В этом случае поможет консультация семейного психолога, потому что нужно, чтобы и родители пересмотрели собственное поведение.

6. Желание произвести лучшее впечатление
Дети врут, потому что хотят произвести впечатление на других. Например, сын расскажет друзьям, что на соревнованиях пробежал быстрее других, а дочка расскажет родителям, что по математике получила хорошую оценку, правда, учительница записала в свой журнал, а не в дневник. Часто это происходит ради маскировки неуверенности. Попытка быть лучше своих сверстников может стать причиной откровенной лжи или преувеличенной правды.

Если вы наблюдаете, что ребенок врет, чтобы произвести впечатление на других, поработайте над его самооценкой. Но сначала объясните, к чему может привести подобное поведение. Также помогите наладить контакт с друзьями без лжи. Хвалите за усилие, а не за результат.

Что могут сделать родители и учителя

Прежде всего важно понять причину лжи. Нет жестких рекомендаций, которые станут панацеей во всех случаях, однако есть общие рекомендации:

1. Если это ложь из-за нехватки внимания, то можно не делать акценты на ситуации, а сразу перейти к нейтрализации первопричины проблемы. Начинайте работать над повышением самооценки ребенка, общайтесь с ним, покажите его значимость.

2. Если ситуация усложнилась, но не является критической, сделайте замечание, типа: «Твой рассказ звучит, как сказка. Может, ты расскажешь мне, что произошло в действительности?». Таким способом вы можете обратить внимание на поведение ребенка и побуждать его говорить правду.

3. Серьезную проблему нужно решать более радикально. Это актуально прежде всего для школьников старше 10 лет. Дайте понять ребенку, что ложь может привести к плохим последствиям или незначительному наказанию (не пользоваться гаджетами, не получить часть карманных средств). Системная или серьезная ложь влечет за собой более серьезные наказания.

5. Устраивайте проверку правдой. Если в классе случилась какая-то оказия, и вы знаете, кто виновник, дайте возможность сказать правду, даже если сначала была озвучена откровенная ложь. Эффективно действует фраза: «Я выйду на 10 минут, а затем вернусь, чтобы озвучить тот же вопрос. Если вы скажете правду, то проблем у вас не будет».

6. Настройте ребенка, напомнив, что никто не идеален, все ошибаются. Но каждый может исправиться, сделав выбор в интересах правды.

7. Учитывайте особенности каждого ребенка. Например, ученик с синдромом дефицита внимания склонен к импульсным ответам, похожим на ложь. Дайте ему дополнительное время, чтобы они могли сформулировать нормальный ответ. Такая импульсивность будет мешать и дома, и в школе. Если это стало преградой учебе, вместе производите более медленный темп работы.

 Также психологи рекомендуют строить доверительные отношения. Особенно актуально это в общении с подростками. Чем старше ребенок, тем хуже последствия могут быть у гипотетической лжи. Например, вы знаете, что ваш сын или дочь пошли на день рождения друга. И вы догадываетесь, что там будет алкоголь, хотя вас заверяли, что все будут пить сладкую воду. Представьте, что подростки пили спиртное и кому-то стало плохо, или попали в неприятность. В этой ситуации вы хотели, чтобы ребенок позвонил и попросил о помощи, или солгал, боясь наказания? Построение доверительных отношений требует времени, поэтому стоит «начинать с вчера».

Чего делать не нужно

Не называйте ребенка лгуном, это ужасная ошибка. Эта простая фраза может травмировать и иметь плохие последствия. Какой бы не была мотивация первой лжи, в следующий раз в голове будет мысль: «Мама все равно не поверит мне, зачем говорить правду?». Это повлечет ухудшение эмоционального состояния и может породить серьезные комплексы.

Это основное правило. С любой ситуацией можно справиться, нужно уделить больше внимания ребенку, ведь у каждой неправды есть своя причина, и взрослые должны ее найти, чтобы в будущем такое не повторилось.
                                                                               Елена Сошникова

©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий