По-видимому, ваши ученики тоже жалуются: «Опять нужно учить!
Мозг – не резиновый! Все туда не влезет!». А вот психологи говорят, что мы
просто не всегда используем в полной мере те ресурсы, которые имеем. В том
числе и собственную память.
Постоянно работая с большими объемами информации, мы должны
много запоминать. Как это сделать эффективно?
Настройтесь на запоминание
Подготовьтесь к восприятию данных. Если информация, которую
вам нужно запомнить, представлена в виде текста, внимательно его прочитайте,
подумайте, все ли слова вам понятны. Попробуйте связать новые понятия с
известными и знакомыми. Если вы будете воспринимать информацию на слух,
создайте для этого удобные условия – устраните лишние шумы, расслабьтесь. Психологически
подготовьтесь – дайте мозгу сигнал о начале работы, скажите себе: «Я
запоминаю».
Повторяйте, повторяйте, повторяйте!
Это необходимое условие эффективного запоминания. Можно
использовать этот прием, работая с любыми объемами информации. Чем больше
повторяем, тем лучше она запоминается. Важно совмещать повторение с другими
способами фиксации информации – записывать сложные для запоминания части,
проговаривать вслух (или даже перед зеркалом), объяснять себе важные моменты и
утверждения, рассказывать друзьям и членам семьи (если, конечно, они не будут
протестовать). А можно повторяя, слушать запись своего голоса или просматривать
видео. Повторение должно быть систематическим, через определенные промежутки
времени – сразу после восприятия, через 15-20 минут, через 6-8 часов, а затем –
через неделю.
Используйте мнемонику
Мнемоника – набор техник для запоминания, которые
основываются на создании ассоциаций. Как ее применить? Просто свяжите
определенную информацию с конкретным представлением или запоминайте ни слова, а
образы. Таким способом мы выучили в школе много правил.
Разделяйте информацию на части
Вас пугает объем данных, которые нужно запомнить? Разбейте
большой объем на маленькие части. Конечно, они должны быть логически связаны друг
с другом и содержать удобное для запоминания количество информации. Например,
изучая определенный исторический период, разделите информацию на разделы: важные
даты, знаковые фигуры, события в разных областях общественной жизни. Таким образом,
вы не только уменьшаете объем запоминаемой информации, но и образуете
дополнительные логические связи и ассоциации.
Хорошо спите
Конечно, это не шутка. Наш мозг, пока мы спим, прорабатывает
полученную информацию, оценивает и систематизирует ее, «расставляет все по
полочкам». А утром мы просыпаемся и понимаем, что помним все необходимое.
Елена Сошникова
При
копировании ссылка на сайт обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий